ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
ЕГЭ по математике в 11 классе –
это два экзамена: выпускной школьный и вступительный в ВУЗы или средние
специальные учебные заведения.
Во время подготовки к ЕГЭ
учащиеся знакомятся со структурой и содержанием контрольно- измерительных
материалов (КИМ), материалами демоверсий. Учащимся 11 классов также необходимы
учебно-методические пособия, позволяющие наиболее эффективно подготовиться к
сдаче единого государственного экзамена.
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как
компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных
потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов
познавательной и практической деятельности, которые не характерны для
традиционных учебных курсов.
В основу элективного курса положен курс алгебры и математического
анализа 10-11 классов.
Для курса характерна высокая практическая направленность. Его основное
содержание составляют тестовые задания. Кроме того, рассматривается необходимый
теоретический материал и типичные задания с подробным разбором их решений. Все
темы курса изучаются на основе обучения методам и приемам решения математических
задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры,
развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое
внимание занимают задания, требующие применения учащимися знаний в незнакомых
(нестандартных) ситуациях.
На занятиях элективного курса учатся работать с математическими
тестами. Подробно рассматриваются возможные варианты быстрого решения тестовых
заданий, особенно на «тонкие» места, не учитывая которые можно совершить
ошибки. В результате задание не будет считаться верно решенным.
Многообразный
дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для
учащихся с разной степенью математической подготовки. В технологии проведения
учебных занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся
возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал. Учащиеся
выполняют индивидуальные и групповые задания. Кроме того, на занятиях
проводятся обучающие самостоятельные
работы, которыепозволяют оценить уровень подготовки по данной теме. Формой
тематического контроля служит тест, состоящий из I и II частей. Третья часть контролируется за счет выполнения
учащимися индивидуальных заданий.
Программа элективного курса составлена на основе курса «Система
подготовки к ЕГЭ по математике», опубликованном в газете «Математика»
(приложение к 1 сентября) №№ 17-24 за 2008год, разработанная ЮЕ Юрченко
(Заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по математике, заведующий
лабораторией методики преподавания естественнонаучных предметов научно-методического
центра Юго-Западного округа Москвы, доцент кафедры математики Московского
института открытого образования. Заслуженный учитель РФ) и АВ Семеновым
(Заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по математике, доцент кафедры
математики Московского института
открытого образования. Кандидат педагогических наук.)
Данный курс проводится в течение учебного года в объеме 68 часов, т.е.
2 часа в неделю.
Для учащихся, имеющих повышенный интерес к математике, в каникулы
проводятся дополнительные курсы по темам
«Решаем текстовые задачи», «Решаем задачи по планиметрии», «Решаем
задачи по стереометрии», и «Решаем задачи с параметрами».
Содержание элективного курса можно варьировать с учетом склонностей,
интересов и уровня подготовленности учащихся.
Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения
материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские
занятия, групповые, индивидуальные формы работы.
Для текущего контроля на каждом занятии, учащимся рекомендуется серия
заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно.
Изучение данного элективного курса заканчивается проведением итоговой работы в
форме теста, составленного по структуре тестов ЕГЭ.
Цели курса:
- подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ,
продолжению образования в ВУЗе;
- обобщить и систематизировать знания
учащихся по алгебре и началам анализа;
- сформировать умения решать
математические задачи различной степени трудности.
Задачи курса:
- расширить и углубить знания по
математике;
- повысить математическую культуру
учащихся;
- развить устойчивый интерес к
математике;
- сформировать навыки и интерес к
научной и исследовательской деятельности.
Учебный план
№ п/п
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
1
|
Введение.
|
1
|
2
|
Преобразование
тригонометрических и рациональных
выражений.
|
2
|
3
|
Рациональные и
тригонометрические уравнения и неравенства.
|
3
|
4
|
Функции:
тригонометрические и степенные, их свойства и графики.
|
5
|
5
|
Преобразование
иррациональных, показательных и логарифмических выражений.
|
6
|
6
|
Иррациональные,
показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
|
9
|
7
|
Функции:
показательные и логарифмические, их свойства и графики.
|
8
|
|
Итого:
|
34
|
Краткое содержание программы:
1.Введение.
Учащиеся
знакомятся:
а) со
структурой контрольно-измерительных материалов, которые используются в ЕГЭ по
математике;
б)
дидактическими материалами, используемыми для подготовки к ЕГЭ;
в) с планом
проведения элективного курса,
г)
рекомендациями и советами при подготовке к ЕГЕ
2.
Преобразование тригонометрических и рациональных выражений.
Повторяется
необходимый теоретический материал по теме «Преобразование рациональных и
тригонометрических выражений», разбирается достаточное количество примеров
(практически на каждый приём, когда-либо встречавшийся в заданиях ЕГЭ группах В
и С). Формируются умения преобразовывать выражения при выполнении тренировочных
упражнений. Выполняются тренировочные тесты. Повторение темы заканчивается
выполнением тематического теста.
3.Рациональные
и тригонометрические уравнения и неравенства.
Повторяется
необходимый теоретический материал по теме «Рациональные и тригонометрические
уравнения и неравенства », разбирается достаточное количество примеров.
Формируются умения решать различные уравнения и неравенства при выполнении
тренировочных упражнений. Выполняются тренировочные тесты. Повторение темы
заканчивается выполнением тематического теста.
4. Функции:
тригонометрические и степенные, их свойства и графики.
Повторяется
необходимый теоретический материал по темам «Функция. Область определения и
область значений. Свойства функции», «
Производная. Исследование функции с помощью производной» разбирается
достаточное количество примеров. Формируются умения при выполнении
тренировочных упражнений:
а) вычислять
производную,
б) с помощью
производной находить промежутки монотонности и наибольшее и наименьшее значения
функции, угловой коэффициент касательной;
в)
исследовать функцию по её графику и графику производной.
Выполняются тренировочные тесты. Повторение
темы заканчивается выполнением тематического теста.
5.
Преобразование иррациональных, показательных и логарифмических выражений.
Повторяется
необходимый теоретический материал по теме «Преобразование иррациональных,
показательных и логарифмических выражений», разбирается достаточное количество
примеров (практически на каждый приём, когда-либо встречавшийся в заданиях ЕГЭ
группах В и С). Формируются умения преобразовывать выражения при выполнении
тренировочных упражнений. Выполняются тренировочные тесты. Повторение темы
заканчивается выполнением тематического теста.
6.
Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Повторяется
необходимый теоретический материал по теме «Иррациональные, показательные,
логарифмические уравнения и неравенства », разбирается достаточное количество
примеров. Формируются умения решать различные уравнения и неравенства при
выполнении тренировочных упражнений. Выполняются тренировочные тесты.
Повторение темы заканчивается выполнением тематического теста.
7. Функции:
показательные и логарифмические, их свойства и графики.
Повторяется
необходимый теоретический материал по темам «Функция. Область определения и
область значений. Свойства функции», «
Производная. Исследование функции с помощью производной» разбирается
достаточное количество примеров. Формируются умения при выполнении
тренировочных упражнений:
а) вычислять
производную,
б) с помощью
производной находить промежутки монотонности и наибольшее и наименьшее значения
функции, угловой коэффициент касательной;
в)
исследовать функцию по её графику и графику производной.
Выполняются тренировочные тесты. Повторение
темы заканчивается выполнением тематического теста
8.Итоговая работа в формате ЕГЭ.
Литература:
1. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.:
Гимназия, 2002.
2. Денищева
Л.О., Карюхина Н.В., Михеева Т.Ф. Учимся решать уравнения и неравенства 10-11
класс. М.: «Интеллект-Центр», 2002год.
3. Математика.
Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
4. Математика.
«Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002
г ; №12,38-2001
г № 17 – 24, 2008 г.
5. Мордкович
А.Г. Беседы с учителями математики. – М.: «Оникс 21 век», 2005год. Петров К.
Квадратичная функция и ее применение. М.: Просвещение, 1995год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий