МБОУ «СОШ с УИОП
№ 61» города Кирова, учитель математики Кирпичева Г.Л., учитель физики Храмцова
С.Н.
Интегрированный
урок математики и физики в 11 классе на тему:
«Решение задач
ЕГЭ по математике с физическим содержанием»
Цели:
Формирование
умения строить математическую модель некоторой физической ситуации.
Расширение круга
задач, решаемых с помощью алгебраических методов. Развитие познавательного
интереса учащихся.
Образовательные:
проверка
умений учащихся оформлять и решать задачи с физическим содержанием, формирование
умений устанавливать отношения между предметами, применение полученных знаний
на практике.
Развивающие:
развитие
логического мышления, умения делать выводы.
Воспитательные:
стимулирование познавательной деятельности
постановкой проблемных вопросов и заданий; воспитание умения работать в группе.
:
Знать: физические
формулы, используемые при решении математических задач; способы решения
неравенств второй степени.
Уметь: применять эти
формулы на практике; решать задачи физического содержания.
:
интегрированный урок решения задач с физическим содержанием для учащихся 11 класса
Комплексно-методическое
обеспечение: проектор, компьютер.
.
Вступительное
слово учителя математики.
Устная работа
Решение задач
Подведение
итогов урока.
Организация
урока
Класс
разбивается на 2 группы: физиков и математиков. Каждая группа получает задание -
решить задачу: математики - по готовой формуле, а физики должны эту формулу
вывести.
1.Организационный
момент.
Учителем
сообщается тема урока, цель его проведения. Эпиграфом к сегодняшнему уроку
послужат следующие слова: «Образование есть то, что остаётся у человека, когда
остальное забывается». (Шри Ауробиндо).
ступительное слово учителя математики
Существует множество историй и
шуток о различии математических и физических методов решения задач. Вот одна из
них.
В
гостинице поселились инженер, физик, и математик. У каждого в номере возникает
пожар.
Инженер
выбегает в коридор, видит на стене пожарный шланг, хватает его, открывает воду,
вбегает в номер и заливает очаг возгорания.
Физик,
быстро прикинув объем горючих веществ, температуру пламени, теплоемкость воды и
пара, атмосферное давление и т.д., наливает в стакан из графина строго
определенное количество воды и заливает огонь этой водой.
Математик
выскакивает в коридор, видит на стене огнетушитель, и, обрадовано воскликнув:
“Решение существует!”, спокойно возвращается в номер.
Однако
во все времена математика и физика стимулировали и обогащали развитие друг
друга, решая одни и те же задачи. Такие задачи являются также точкой
соприкосновения ЕГЭ по физике и математике.
Задания с прикладным содержанием, включённые в
экзаменационные варианты ЕГЭ по математике под номером В12 представляют собой
достаточно широкий круг: это и задачи с экономическим содержанием, и задачи о
тепловом расширении тел, о сокращении длины быстро движущихся ракет, об
определении глубин колодцев и об исследовании температуры звёзд, о проектировании
подводных аппаратов, о скейтбордистах и даже о водолазных колоколах. Научиться
решать задачи – одна из важнейших целей образования. Овладеть математическими
знаниями, позволяющими описывать окружающий нас мир, научиться составлять,
анализировать и интерпретировать соответствующие математические модели –
наиважнейшая цель математического образования. Помочь, хотя бы немного в этом
нелёгком труде и призван наш сегодняшний урок.
: Задачи по
математике с физическим содержанием представляют интерес и для учеников сдающих
ЕГЭ по физике в этих задачах повторяют теоретический и практический материал,
который необходим для решения задач уровня «А» и «В».
1) Выразить t из
формулы скорости
V=20-2,5t
Учитель физики: Какой вид
движения описывает данная формула? Чему равно ускорение и начальная скорость?
2) Выразить V из
формулы кинетической энергии

Какие
тела обладают кинетической энергией? От чего зависит кинетическая энергия?
3) Выразить t из
формулы пути равноускоренного движения

Чему
равна начальная скорость?
4) Выразить t из
формулы

Учитель физики: Что обозначает
величина «а». Дать физическую характеристику этой величине. Величина «а»
является скалярной или векторной? V
5) Выразить R1 из формулы

6) Выразить
скорость молекул V из формулы давления газа

Отчего зависит давление газа?
7) Выразить
высоту h из формулы скорости свободно падающего тела
V=

Отчего
зависит ускорение свободного падения?
8) Выразить t1из
формулы
Q = cm(t2-t1)
9)
взять производную от q(t)

Учитель физики: Дать физическую
характеристику величины Q.
:
Урок построен на работе в группах.
Один ученик из
группы физиков объясняет физический смысл задачи и выводит формулу, а другой из
группы математиков строит математическую модель данной физической ситуации по
готовой формуле и показывает решение задачи уже алгебраическим методом
1.V=20-2,5t
|
Выразить
t из формулы
|
2.
![]() |
Выразить
V из формулы кинетической энергии
|
3.
![]() |
Выразить
R1 из формулы
|
4.
![]() |
Выразить
M из формулы
|
5. Q = cm(t2-t1)
|
Выразить
t1 из формулы
|
6.
![]() |
Найти
производную от q(t)
|
Для
физиков
1.
![]() |
Какой
вид движения описывает данная формула? Чему равно ускорение и начальная
скорость?
|
2.
![]() |
Какие
тела обладают этой энергией? От чего она зависит энергия?
|
3.
![]() |
Для
какого вида соединения эта формула и что по ней подсчитывается?
|
4.
![]() |
Какая
величина определяется по формуле и от
чего она зависит?
|
5.
![]() |
Для
какого теплового процесса используется эта формула?
|
6.
![]() |
Что
описывает эта формула и какие величины входят в нее?
|
Задача 1.
Для
физиков.
Тело падает на
землю с высоты 0,8 м с начальной скоростью 3м/с. Найти время падения тела.
Для
математиков.
Высота тела,
падающего на землю, меняется по закону
h(t)=v0t+gt2/2. Найти время падения тела c высоты 0,8 м,
если скорость 3 м/с.
Решение: h(t)=v0t+gt2/2
0,8=3t+10t2/2
5 t2+3t-0,8=0
Д=9+16=25=52
t=0,2 или t=-0,8
Ответ: 0,2
Задача 2.
Для
физиков.
После дождя
уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик определяет его, измеряя время
падения t небольших камешков в колодец. До дождя время падения камешков
составляло 0,8 с. На какую минимальную высоту должен подняться уровень воды
после дождя, чтобы измеряемое время изменилось больше, чем на 0,2 с. Ответ
выразить в м.
После дождя
уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик определяет его, измеряя время
падения t небольших камешков в колодец и рассчитывая по формуле
h=-5t2,
где t - в секундах, h - в метрах.
До дождя время
падения камешков составляло 0,8 с. На какую минимальную высоту должен подняться
уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось больше, чем на 0,2
с. Ответ выразить в м.
Решение:h=-5t2
t1=0,8с
t2=0,8-0,2=0,6с
h1=
-5·0,82=-3,2
h2=-5·0,62=-5·0,36=-1,8
Найдем разность
h2 - h1=-1,8-(-3,2)=1,4
Ответ: 1,4
Задача 3.
Для
физиков
Если быстро
вращать ведро с водой на верёвке в вертикальной плоскости, то вода не будет
выливаться. При вращении ведра сила давления воды на дно не остаётся
постоянной: она максимальна в нижней точке и минимальна в верхней.
L – длина веревки
(м). С какой минимальной скоростью надо вращать ведро, чтобы вода не
выливалась, если длина веревки равна 0,784 м? Ответ выразите в м/с.
Если быстро
вращать ведро с водой на верёвке в вертикальной плоскости, то вода не будет
выливаться. При вращении ведра сила давления воды на дно не остаётся
постоянной: она максимальна в нижней точке и минимальна в верхней. Вода не
будет выливаться, если сила её давления на дно будет положительной во всех
точках траектории, кроме верхней, где она может быть равной нулю. В

верхней точке сила давления, выраженная в Ньютонах,
равна , где m – масса воды (кг), v – скорость движения ведра
(м/с), g – ускорение свободного падения (считайте g = 10 м/с2), L
– длина веревки (м). С какой минимальной скоростью надо вращать ведро, чтобы
вода не выливалась, если длина веревки равна 0,784 м? Ответ выразите в м/с. Р

ешение:
Задача сводится
к решению неравенства P(v) ≥ 0.Подставим в формулу давления данные
задачи:

т

огда необходимо решить неравенство. Учитывая, что m
> 0, получим:


откуда . Учитывая, что v > 0, получим: v ≥ 2,8
м/с. Ответ: 2,8
Задача 4.
Для
физиков.
В розетку
электросети подключены приборы, общее сопротивление которых составляет 80 Ом.
Параллельно с ними к розетке предполагается подключить электрообогреватель.
Определить (в Омах) наименьшее возможное сопротивление этого обогревателя, если
известно, что при параллельном соединении двух проводников с сопротивлениями R1
и R2, их общее сопротивление для нормального функционирования
электросети должно быть не меньше 40 Ом.
В розетку
электросети подключены приборы, общее сопротивление которых составляет 80 Ом.
Параллельно с ними к розетку предполагается подключить электрообогреватель.
Определить (в Омах) наименьшее возможное сопротивление этого обогревателя, если
известно, что при параллельном соединении двух проводников с сопротивлениями R1
и R2, их общее сопротивление задается формулой R=R1·R2/(R1+R2),
а для нормального функционирования электросети общее сопротивление в ней должно
быть не меньше 40 Ом.
Решение:
R=R1·R2/(R1+R2)
R1=80
R≥40
R2-?
80·R2/(80+R2)
≥40
80R2-3200-40R2/(80+R2)
≥0
Т.к. 80+R2>0,
то 40R2≥3200
R2≥80,
значит наименьшее R2=80 Ответ: 80
Задача 5
Для
физиков.
Опорные башмаки
шагающего экскаватора, имеющего массу m=1260 тонн, представляют собой две пустотелые балки
длиной а=18 метров и шириной в метров
каждая. Определите наименьшую возможную ширину опорных балок, если известно,
что давление не должно превышать 140 кПа. Ответ выразите в метрах.
Опорные башмаки
шагающего экскаватора, имеющего массу m=1260 тонн, представляют собой две пустотелые балки
длиной а=18 метров и шириной в метров каждая. Давление экскаватора на
почву, выражаемое в килопаскалях, определяется формулой
, где m – масса в
тоннах,
– длина балок в метрах, b – ширина балок
в метрах, g – ускорение свободного падения (считайте g=10
). Определите наименьшую возможную ширину опорных балок, если
известно, что давление не должно превышать 140 кПа. Ответ выразите в метрах.



Решение:
b >0;
b; \b
b






Наименьшее b=2,5 Ответ:2,5
5. Домашнее задание
1.Небольшой
камень бросают под некоторым углом α к плоской горизонтальной поверхности
земли. Найдите, при каком наименьшем значении угла (в градусах) камень пролетит
через реку шириной 7,2 метра, если расстояние, которое он преодолевает,
вычисляется по формуле
(м), где
= 12
- начальная скорость камня, а
- ускорение свободного падения.




2.Тягач
тащит платформу с деревьями с силой F=70 кН, направленной под острым
углом α к горизонту. Мощность ( в киловаттах) тягача при скорости
равна
α. Найдите, при каком максимальном
угле α (в градусах), эта мощность будет не менее 175 кВт.


3.Расстояние
от наблюдателя, находящегося на небольшой высоте ⱨ над Землей, до наблюдаемой
им линии горизонта, вычисляется по формуле
, где
км – радиус Земли.
Найдите, с какой высоты линия горизонта видна на расстоянии 4 километров. Ответ
выразите в метрах.


4.Вертикально
вверх брошен мяч. Высота, на которой он может находиться, описывается по
формуле
, где
- высота в метрах,
- время в секундах, прошедшее с момента броска. Найдите,
сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 4 метров.



Комментариев нет:
Отправить комментарий